Breaking News

Главная » Госзакупки » Лекарства для жадных

Лекарства для жадных

Когда правительство утвердило порядок декларирования оптовых цен на лекарства, казалось, что это поможет бороться с их искусственным завышением. Однако есть подозрения, что эта вещь только помогла розпилювальникам бюджета.

«Реестр оптово-отпускных цен «эффективные менеджеры» Минздрава превратили в фиговый листок, сказал «Нашим Деньгам» Виталий Шабунин, председатель правления Центра противодействия коррупции (ГПК).Постановление КМУ не позволяет закупать за счет бюджета лекарства с надбавкой более 10%? Нет проблем! Регистрируется цена в три раза дороже рыночной, а затем закупают лекарства в рамках разрешенных 10%. В результате и «законность соблюдена», и 300% навара для отката получено».

К такому выводу пришли эксперты ГПК, проанализировав ценовую политику Министерства здравоохранения и Государственной пенитенциарной службы при закупке лекарственных препаратов в последние годы.

Оказывается, что государственные структуры покупают в основном лекарства на предельном уровне, который устанавливается Реестром оптово-отпускных цен. Однако иногда случаются » пробои и государственникам удается приобрести отдельные лекарства значительно дешевле реестровых цен.

Препарат Тендерная цена МИНЗДРАВА

Тендерная цена Гптс

Цена в Реестре

Препарат с действующим веществом Канамицин, фл., амп., шпр., производства ОАО «Киевмедпрепарат» 1000 мг. 3,08

5,00

7, 89

Препарат с действующим веществом; Левофлоксацин, табл., капс., драже., 500 мг, производства ОАО «Киевмедпрепарат» 1,40

8,10

11,00

Гатифлоксацин, фл., амп., шпр. 400 мг/200 мл. 31,50

79,00

43 — 176 (в зависимости от производителя)

Препарат с действующим веществом Капреомицин, фл., амп., шпр., 1000 мг., производства ОАО «Киевмедпрепарат» 112,00

130,00

120,00

Препарат «Авелокс» 28,49

55,39

Препарат «Тенвир» 3,72

4,071

Препарат «Лазид» 1,23

1, 518

Препарат «Ефкур» 2,04

4,5

Препарат «Алувиа» 4,11

5,58

Эти данные заинтересовали народных депутатов от оппозиции Виктора Чумака (УДАР), Леся Оробец (Родина) и Николая Головко (Свобода). Они обратились в контролирующие органы с просьбой провести проверку (вот обращение в Антимонопольный комитет АМКУ, с которого мы и процитировали данные в таблице).

Казалось бы, зачем поднимать шум, когда государственные структуры на отдельных тендерах получают баснословные скидки, экономя государственные деньги?

Так, но не совсем так. Для этого нужно разобраться в самом принципе нынешнего регулировании цен на лекарства в Украине.

Схема была определена, на первый взгляд, достаточно проста и понятна. Согласно постановлению КМУ, с 1 сентября 2012 г. необходимо было декларировать изменения оптово-отпускных цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, которые могут закупать медицинские учреждения, которые полностью или частично финансируются из государственного и местных бюджетов. Под это постановление попадали как украинские лекарства, так и импортные.

Цены на лекарства (без учета пошлин и НДС) должны вноситься в соответствующий реестр. Этот реестр — как документ — формирует и ведет МЗ Украины, но именно министерство данные не собирает. Заявление о ценах должны присылать владельцы регистрационного удостоверения на лекарственный средство или свидетельства о государственной регистрации изделия медназначения. Если документы поданы надлежащим образом, МИНЗДРАВ издает приказ о декларировании изменения и размещает у себя на сайте.

При этом закупочная цена для бюджетных учреждений и учреждений не должна превышать задекларированную в Реестре оптово-отпускную цену с учетом пошлины, НДС и 10% надбавки поставщиков, для которых эта десятина и есть снабженческим заработком, поскольку продавцам таблеток тоже нужно за что-то жить и вести бизнес.

Все это имело бы уберечь медучреждения от значительной переплаты за лекарства, снизить возможность сговора между участниками тендера и самим заказчиком. Реестр должен стать тем источником, на который можно было ориентироваться и сослаться, а различные учреждения имели закупать лекарства по более-менее сопоставимыми ценам.

Но если бы все было так просто, то мы бы сегодня не писали этот текст.

Эксперты ГПК объясняют: есть основания предполагать, что заявители декларируют в Реестре искусственно завышенные цены на лекарства, чтобы потом иметь возможность продавать их бюджетным учреждениям за этими искусственно завышенным ценам. Ведь перечисленные выше незистиковки — это отдельные случаи, которые позволили выявить наличие проблемы как таковой. А в целом же цены, по которым медицинские учреждения покупают лекарства на тендерах, держатся на предельном уровне Реестра.

Судя по постановлению КМУ, которая регулирует создание и ведение Реестра, это вполне возможно.

Для начала, цены, которые декларируют заявители, государство почему-то просто принимает на веру. Правительственное постановление не обязывает ни МИНЗДРАВ, ни какой другой орган или учреждение проверять цифры перед тем, как их публиковать и тем самым делать их официальным данным государственного реестра.

Кроме того, неурегулированный вопрос ответственности и санкций для тех, кто подает недостоверную информацию. С одной стороны, есть приказ МИНЗДРАВА №705, что вышел сразу за Положением, и в нем сказано: «Лица, привлеченные для создания, ведения, обновления и использования Реестра цен, являются ответственными за своевременность и достоверность внесенных данных». Но в Постановлении всю ответственность за достоверность информации положили на заявителя. При этом в одном из этих документов также не прописано, что делать, если заявитель изменил цену, а заявку на изменения в Реестр не подал, или подал цену «с потолка». Не уточнили авторы постановления, ни что ему за это будет, нет будет ли вообще что-то.

Чтобы прояснить ситуацию, «Наши Деньги» обратились в МИНЗДРАВ с двумя вопросами: откуда у них на тендерах иногда выходят такие низкие цены, и не имеют ли такие прецеденты стать причиной для внесения соответствующих изменений в Реестр, чтобы остальные заказчики тоже могли покупать препарат по более низкой цене?

Ответом на первый вопрос стали три абзаца о повышении «конкурентной среды госзакупок», обеспечение «прозрачности тендерных процедур и справедливого и беспристрастного отношения ко всем участникам рынка», и… снижение закупочных цен.

Что же до внесения подобных поправок в Реестр, то в МИНЗДРАВЕ этими проблемами не занимаются: только принимают заявки и вносят данные в реестр, а «в случае поступления информации относительно того, что тендерная цена существенно ниже от задекларированной цены, МОЗ Украины информирует об этом соответствующие компетентные органы исполнительной власти». (весь текст ответа МЗ)

Как объяснили «Нашим Деньгам» в МИНЗДРАВЕ, под компетентными органами имеются в виду Министерство доходов и сборов (налоговики, если проще) и Госинспекция по контролю за ценами. Кажется, что в Минздраве вполне осознаем, что единичные случаи снижения закупочной цены являются предметом интереса не для агитационной машины партии власти, а именно для компетентных органов.

Соответствующие обращения в эти органы уже отправлено и в ближайшее время на вопрос нардепов должны быть даны ответы.

С ответе пресс-службы МИНЗДРАВА на запрос «Наших Денег» С блога народного депутата Павла Петренко (Родина)
Высокий уровень конкурентной среды является залогом снижения закупочных цен и повышение качества предметов закупки. Заметно, что за счет усиления конкуренции цены закупок третий год подряд идут на снижение. В 2011 году в среднем цены снижены на 9-10 %, а по отдельным позициям — в 2 и более раза. В 2012 году цены еще снижен примерно на 5-6%. В среднем на 5 % закупочные цены за централизованными закупками МЗ Украины по наиболее социально важными направлениями обеспечения в 2013 году ниже, чем в 2012 году. Препарат “Онкаспар”, который используется для лечения онкобольных, в Украине стоит 18 тысяч гривен, тогда как в соседней Польше — 13 тысяч гривен. Препарат “Елигард”, который также используется в онкологии, у нас стоит 4500 гривен, в Словакии — вдвое дешевле — 2045 гривен. Такая же ситуация и с препаратом “Эрбитукс”: 3671 грн. — его стоимость в Украине, в Венгрии — 1800 гривен. Что тут говорить, если банальный “Фарингосепт”, который используется при лечении простуды, в Украине стоит в полтора раза дороже, чем в России — 26,5 грн. против 18 грн. А препарат для лечения суставов “Мукосат нео” в Украине продается в четыре раза дороже, чем в Белоруссии — за 205 гривен, вместо 49 грн.

Леся Иванова, «Наши Деньги»

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Наверх