Breaking News

Главная » Госзакупки » СБУ тоже против корпорации воров и мошенников

СБУ тоже против корпорации воров и мошенников

СБУ считает, что на тендерах воруют до 52 миллиардов в год, и вслед за оппозицией захотела вывести «из тени» закупки госпредприятий.

СБУ оценила ущерб от коррупции при госзакупках в 35-52 млрд грн, что составляет 10-15% расходов госбюджета. Чтобы вернуть прозрачность в закупках государственных предприятий, СБУ предложила Кабмину внести ряд важных изменений в профильный закон.

Служба безопасности Украины предложила Кабмину обязать госпредприятия, которые осуществляют закупки за собственные средства, публиковать результаты закупок на государственном веб-портале по вопросам госзакупок (https://tender.me.gov.ua).

Соответствующее письмо №149 от 11.04.2013 «О криминализации сферы государственных закупок» председатель СБУ Александр Якименко направил на имя премьер-министра Украины Николая Азарова, его копией располагает ZN.UA.

Как говорится в письме, «от 50 до 75% бюджетных ассигнований во время процедуры госзакупок осваивается с многочисленными нарушениями. Через коррупционные сделки в сфере госзакупок убытки составляют 10-15% (35-52,5 млрд грн) расходной части госбюджета ежегодно».

СБУ выделяет три основные проблемные аспекты проведения госзакупок.

Во-первых, «отдельные нормы действующего законодательства еще более способствуют коррупционным проявлениям для завладения бюджетными средствами».

Среди них СБУ называет «освобождение значительной части госпредприятий от обязательного использования процедур закупок во время приобретения товаров, работ и услуг». Такое использование является обязательным лишь при закупках, которые госпредприятия проводят за бюджетные средства.

От «Наших Денег». Когда мы анализировали первые итоги такого «освобождения» госпредприятий, то отмечали выход из-под закона таких компаний как «Киевгорстрой» и госпредприятий железной дороги. Сейчас можно добавить еще и угольную отрасль, которая в прошлом году розтендерила 28 млрд грн. Сейчас шахтеры публикуют данные о тендерах за деньги госбюджета, а таких за первое полугодие 2013 года накопилось лишь на миллиард или около того. Также исчезли недопроданных Фирташу облгазы, и теперь невозможно узнать у кого и почем они берут газ и трубы. Нет и «Электротяжмаша»и Одесского припортового завода, «Турбоатома» и других промышленных монстров государственного сектора.

Кроме того, «расширен перечень товаров, работ и услуг, на которые не распространяется действие» профильного закона, отменено положение о типовую форму договора», а порядок проведения проверок госзакупок отныне устанавливается Кабмином, а не Госфининспекцией Украины.

От «Наших Денег». Действие не распространяется на миллиарды Аграрного фонда, где коррупцию можно было бы найти даже без особого ордера. Просто покажите у кого и почем…

Во-вторых, Госказначейство ввело дополнительные процедуры для получения средств из госбюджета. В частности, с сентября 2012 года было внедрено обязательное согласование платежей из спецфонда госбюджета региональными представительствами Министерства финансов. Как следствие, при отсутствии согласования не было осуществлено оплату уже выполненных договоров. Эти обязательства были перенесены как кредиторская задолженность на 2013 год.

Наконец, через перечисление бюджетных средств в конце года «заказчики не могут их эффективно освоить, а качество и прозрачность проведения госзакупок существенно снижается».

Для устранения предпосылок злоупотреблений в сфере госзакупок СБУ предлагает внести следующие изменения в закон о госзакупках:

— обязать госпредприятия обнародовать результаты госзакупок за собственные средства, а также «во время оценки заказчиком предложений конкурсных торгов обязательно проверять у участников наличие собственных производственных мощностей, материально-технической базы, а также квалифицированных кадров».

в Соответствии с поручением премьера Николая Азарова, АМКУ, МВД, Минфин и Минэкономразвития Украины дали свою оценку предложений, выдвинутых СБУ.

в Связи с письмом первого заместителя председателя АМКУ Р.кузьмина, «Комитет не возражает против внесения изменений в Закон в части обязательств заказчиков, которые осуществляют закупки за счет собственных средств, обнародовать их результаты на веб-портале по вопросам госзакупок». Комитет предложил МЭРТ провести публичные мероприятия с участием всех заинтересованных сторон с целью выработки согласованной позиции.

МВД в лице первого заместителя министра В.Дубовика согласилось «в целом» с предложениями СБУ и предложило «определиться с их терминологическим, редакционным и нормотворчим воплощением в виде проекта изменений к Закону».

Минфин «поддержал» предложения СБУ и выразил готовность принять участие в работе над соответствующими законопроектами.

Наконец, первый заместитель главы МЭРТ Анатолий Максюта отметил, что предложение СБУ содержится в законопроекте №2207, который был зарегистрирован в Верховной Раде в феврале 2013 года оппозиционными народными депутатами. Как отмечается в письме Максюты, «указанный законопроект Минэкономразвития поддержало с учетом редакционных правок».

Законопроект №2207 был подан 6 февраля 2013 года депутатами от трех оппозиционных фракций – «Родины», «Удар» и «Свободы». 16 апреля профильный Комитет по вопросам экономической политики одобрил документ для рассмотрения парламентом. Законопроект был внесен в повестку дня Верховной Рады на 22 мая, но его рассмотрение в этот день так и не состоялся.

Напомним, что закупки госпредприятий за собственные средства были выведены из-под действия профильного закона в июле 2012 года голосами Партии регионов, КПУ и фракции Народной партии Владимира Литвина. Соответствующий закон был подписан Виктором Януковичем, несмотря на возражения представителей ЕС, общественных организаций и масс-медиа Украины.

Так, в одном из последних отчетов Европейской комиссии указывается на обеспокоенность ЕК прозрачность госзакупок. В своих рекомендациях Еврокомиссия посоветовала «остановить и развернуть в другом направлении регресс, который имел место в 2012 году в сфере государственных закупок и бюджетной прозрачности.

Ранее Счетная палата Украины подсчитала, что за последние два года базовый «Закон о государственных закупках» было изменено 17 раз, что значительно исказило принципы конкуренции и прозрачности.

Напомним, как сторонники тенизации закупок госпредприятий мотивировали свою позицию.

1) «Если бы речь шла о государственных средствах, тогда в этом есть смысл. Но когда предприятие тратит собственные деньги, кому какое дело, как оно это делает. У конкурентов в таком случае появится возможность отслеживать, кто и какие суммы тратит, а кто является контрагентом», — считал и.о. президента Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий украины Вячеслав Быковец.

От «НГ»: Нам есть дело до того, как государственное предприятие тратит собственные средства. Если шахтеры покупают что-то втридорога, то они потом требуют из госбюджета миллиардов в виде дотаций за сверхвысокую цену угля. А потом у Азарова нет денег на выплату учителям и медикам. Поэтому вес общественной значимости информации о тендерах, на наш взгляд, значительно выше «коммерческой тайны»

2) «Есть понятие производственной необходимости: зачем бизнесу отчитываться, которую деталь и для чего он купил за свои средства? А если зарубежные компании будут читать эти отчеты, они смогут определить технологический цикл предприятия, а это уже безопасность страны в целом», — считает первый заместитель председателя Украинского союза промышленников и предпринимателей Сергея Прохорова.

От «НГ»: О конкурентах и зарубежные компании лучше вообще не вспоминать. До середины 2012 года все могли смотреть на эти закупки много лет подряд. И что-то не было слышно, что за утечки в «ВДЗ» Китай украл у нас какую-то технологию, или россияне нашли дыру в национальной безопасности Украины.

3) Норма о полном обнародования данных о закупках, по мнению Прохорова, это еще и проявление недоверия к нанятому государством руководителю госкомпании.

От «НГ»: А почему мы должны безоговорочно доверять, например, директору «Дарницкого вагоноремонтного завода» Сергею Сонину, который до назначения в 2011 году работал в структурах Ахметова, а после его назначения «ДВРЗ» начал раздавать миллиарды фирмам Януковича-Пригодского? Давайте будем доверять, но проверять. А не сидеть у разбитого корыта, ожидая, когда Украина станет полным банкротом. Вместе со своими «секретами» и «технологическими циклами».

Источник: НАШИ ДЕНЬГИ

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Наверх