Breaking News

Главная » Госзакупки » Вынужденное жизнь под порогом

Вынужденное жизнь под порогом

Массовая закупка продуктов партиями до 100 000 грн часто происходит из-за несовершенства законодательства. Изменения Правительство пока обещает…

Сотни служащих низшего звена, которые отвечают за организацию питания в детских учебных заведениях, стали заложниками несовершенного тендерного законодательства.

Дело в том, что проведение открытых торгов в среднем занимает два месяца. Если же от участников с более высокой цене поступят жалобы в компетентные органы, заказчик имеет шанс никогда не получить товар.

перед заказчиками часто возникает дилемма: провести открытые торги согласно букве закона без уверенности в своевременности поставки продовольствия, и тем самым рискуя получить жалобы в прокуратуру. Или не проводить конкурс, установить ожидаемую стоимость на уровне 90 — 99 тыс. гривен, и тем самым подвергнуть себя на неприятные разговоры с представителями контролирующих органов.

Сократить сроки по-другому невозможно. Согласно действующему законодательству такая возможность есть при одном условии: через настоятельную потребность в закупках, которая возникла НЕ по вине ответственного лица.

Вообще-то существуют и другие процедуры, которыми бы могли воспользоваться чиновники, но профильное Министерство экономического развития и торговли еще не подготовило ряд нормативно-правовых актов, необходимых для введения в действие электронных площадок.

Что же касается закупок по рамочным соглашениям, то они — относительно новые ( с лета 2012 года), и поэтому не успели приобрести широкую популярность.

Проблема № 1. Чиновники-педагоги вынуждены избегать проведения открытых торгов, за растянутость во времени. Как следствие, рискуя собственными должностями, госслужащие прибегают к хитростям. Согласно статье 2 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» открытые торги необходимо проводить, если ожидаемая стоимость товара(которую заказчик определяет самостоятельно) составляет 100 тысяч гривен или больше. Если определена стоимость менее 100 тысяч, тогда заказчик не проводит торги, а собственноручно определяет поставщика.

Такая процедура называется «подпороговые» закупки. В 5-ти областях с 64 конкурсных комитетов управлений, отделов в сфере образования и школ, подпороговые закупки выявлены в 46(71,9%). Стоит отметить, что мониторинг охватил различные регионы Украины.

В Волынской области средняя сумма «подпороговых» на один орган образования составляет более 500 тыс. гривен. На Донетчине – 456 тыс. гривен. В Харьковской области – 410 тыс. гривен. В Крыму — 242 тыс. гривен. На Сумщине — также около 242 тысячи. Таким образом, открытые торги в 5-ти областях не были проведены в среднем на сумму более полутора миллиона гривен.

Проблема № 2. Качество и цена за единицу товара зависит от субъективного фактора. Больше половины приобретенных товаров во время подпороговых закупок – продукты питания.

Во время проведения открытых торгов, заказчик имеет юридические механизмы для проверки у поставщика необходимого оборудования и условий для хранения, транспортировки товара. Но, при подпороговых закупках такие механизмы отсутствуют. Фактически, служащий получает только копии документов о качестве товара. Организация питания в детских учебных заведениях – дело тонкое. Продукты проверяются пост-фактум, поскольку не каждый заказчик имеет собственную лабораторию. Таким образом, питания и здоровья нескольких тысяч детей оказываются в зависимости от личной ответственности заказчика.

Напоследок стоит отметить, что подпороговые закупки, не содержат конкурентной составляющей. Если при открытых торгах, как правило, побеждает низкая цена, то во время подпороговых закупок заказчик сам решает, у кого на рынке цена является самой низкой.

Решение проблем.

Подпороговые закупки хоть и вынужденное явление, но необходимое. На комплексное решение проблем в тендерном законодательстве Украины требуется время. Поэтому, пока в коридорах профильного министерства продолжаются согласования и наработки новых проектов.

Решить проблему могли бы как сокращение сроков проведения тендера, так и введение электронных тендеров, широкое внедрение рамочных соглашений и обязательства заказчиков публиковать отчеты о закупки до 100 тыс. гривен по указанной цене за единицу товара. Таким образом, и роль субъективного фактора уменьшится под контролем общественности, и государственные служащие будут иметь конкретные документы для проверок компетентных органов.

Глеб Каневский для «Наших Денег»

В Украине продолжается «Всеукраинская инициатива за честные государственные закупки в системе образования». Проект финансируется Европейским Союзом.

Источник: НАШИ ДЕНЬГИ

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Наверх